Понедельник, 24.07.2017, 15:39Приветствую Вас Гость | RSS
Учитель начальных классов Григорчук Марина Анатольевна
Форма входа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка


Главная » 2010 » Ноябрь » 12 » САМОАНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
23:10
САМОАНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
САМОАНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.
 
    Всем известно, что целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение для школьников возможности сохранения здоровья за период обучения в школе и формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни. 
    Для реализации этой цели наша школа работает сразу во многих направлениях: проводится ежегодная диспансеризация учащихся, осуществляются профилактические прививки, организуются и проводятся Недели Здоровья и спортивные школьные праздники, педагогами ведутся беседы о здоровом образе жизни с учащимися и родителями, в кабинетах оформляются уголки Здоровья и т.д.  
    Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
    В ходе изучения литературы, посвящённой здоровьесбережению в школе, нами было замечено, что большая часть разработок содержит рекомендации для проведения анализа урока присутствующими на нём сторонними наблюдателями и лишь малая их часть направлена на осуществление педагогом самоанализа своей деятельности. Но ведь от умения учителя анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие во время его проведения, применяемые методы педагогических воздействий на учеников, во многом зависит успешность и результативность дальнейшей организации, планирования, регулирования и контроля проводящейся работы по здоровьесбережению учащихся. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
    Н. К. Смирновым, заведующим кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, и М. В. Аносовой, старшим преподавателем кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиПРО выделены 19 аспектов анализа урока с позиции здоровьесбережения. Эти рекомендации для анализа урока опубликованы в электронном сборнике «Энциклопедия административной работы в школе» и опять-таки рассчитаны на присутствие на анализируемом уроке независимых экспертов (завуча, директора школы и т.д.)
    Но мы считаем, что на эти рекомендации в своей работе может опираться и каждый учитель, осуществляя самоанализ проделанной на уроке работы. Конечно, самостоятельно педагогу будет весьма затруднительно объективно оценить, например, «преобладающее выражение лица учителя» или наличие на уроке «эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток». Поэтому считаем, что для осуществления самоанализа с позиции здоровьесбережения нужно принять для рассмотрения лишь некоторые из выделенных авторами аспектов. Собственные наблюдения, замечания, рекомендации к уроку и пожелания можно записывать в предлагаемую ниже таблицу, которая, по нашему мнению, существенно облегчит проведение самоанализа.
 
   Самоанализ проведения урока с позиции здоровьесбережения.
 
Здоровьесберегающие аспекты Показатели, подлежащие самоанализу .+ или -
1. Гигиенические условия в классе.
Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
 
2. Число видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.
 
 
Норма: 4–7 видов за урок  
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
 
 
Норма: 7-10 минут.  
4. Число использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
 
Норма: 3 и более за урок. Чередование видов преподавания: через 10–15 минут.
 
 
 
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д. Активные методы: ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.
 
 6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
 
 
 Норма: 8–10-мин.  
 7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
 
 
Правильная осанка. Подставки для ног. Возможность работать стоя.
 
8.Физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока.
Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

 
 
9. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
 
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.
Интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

 
 
11. Благоприятный психологический климат на уроке.
Умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать.Отсутствие на уроке «микроконфликтов» между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.п.
 
12. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.
 
 
Рекомендуемые показатели: в диапазоне от 60% до 80%.
 
13. Учет зрительных возможностей слабовидящих учащихся.
Паузы для глаз. Выполнение рекомендаций ПМПк (лист психолого-медико-педагогического сопровождения). Использование на уроке специальных средств наглядности.
 
14. Окончание урока.
Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; Отсутствие времени на вопросы учащихся; Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
 
 
 
    Даже упрощённое оценивание показателей знаками + и – может помочь учителю увидеть реальную обстановку на уроке и грамотно выстроить дальнейшую работу по здоровьесбережению учеников, руководствуясь в своей деятельности как девизом словами Никиты Константиновича Смирнова: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
 Александрова Е. Современный урок: каким он видится учителям и каким - ученикам // Директор школы. - 2002. - № 8. - С.34-41.
Матюхина И. А. Педагогический анализ профессиональной деятельности учителя // Завуч. - 2007. – N 1. - С. 98-105.
Поляков О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Корифей, 2008. – 96 с.
Рыбина О. В. Анализ урока в системе деятельности специалистов муниципальных методических учреждений // Образование в современной школе. - 2008. - N 1. - С. 43-49.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: Аркти, 2005.- 320с.
Электронный сборник «Энциклопедия административной работы в школе». – М.: Сентябрь, 2009.
Просмотров: 7971 | Добавил: Marina | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1  
Большое спасибо за содержательную статью. Некоторые моменты этой теоретической разработки можно использовать в повседневной педагогической деятельности как при проведении самоанализа урока , так и при подготовке к урокам.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей